Литературный
календарь



Современный
русский язык

 

Фонетика

...описывает звуковой состав современного русского литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке.

Три аспекта изучения звука

Фонетика -- это раздел языкознания, который изучает звуковые единицы языка. Звуковой строй языка -- особый ярус в структуре языка, а поэтому фонетика -- самостоятельный раздел языкознания, который имеет свой особый предмет и задачи. В соответствии со структурой звуковой стороны языка фонетика изучает звуки, различные типы ударения и интонацию. Звуковая сторона -- это необходимая форма существования слов, материальное выражение, без которого невозможно существование языка. Перед фонетикой ставятся следующие задачи: установить звуковой состав данного языка в определенный период его развития; изучить его в статическом состоянии или изучить эволюцию и развитие звуковой стороны на протяжении ряда эпох истории этого языка; определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений; изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков; исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения у них общего и специфического. Как и все лингвистические науки, фонетика может исследовать языковые явления в плане синхронии и диахронии.

Изучение фонетических явлений в плане синхронии -- это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Изучение фонетики в плане диахронии -- это изучение фонетических явлений во времени, в изменении, в переходе одних явлений в другие.

Фонетика может изучать конкретные фонетические системы отдельных языков, например русского, французского, английского, суахили и т.д. Это так называемые частные фонетики, которые могут давать описания в синхроническом плане (описательная фонетика) и в диахроническом (историческая фонетика).

Наряду с частной фонетикой, фонетикой отдельного конкретного языка, существует общая фонетика, которая изучает звуки речи всех языков мира, выясняет возможности артикуляции звуков человеческим речевым аппаратом, выводит общие звуковые законы в разных языках, исследует природу звука речи, анализирует условия образования звуков, описывает поведение звука в потоке речи, изучает слог, ударение, интонацию.

В зависимости от целей, которые стоят перед фонетикой, различают теоретическую и практическую фонетику. Теоретическая фонетика решает общие вопросы, связанные со звуковой стороной языка, изучает условия образования звуков, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока и т.д. Изучение звуковой стороны языка помогает уяснить многие грамматические явления, установить родство языков, объясняет многие исторические процессы развития языка.

Практическая фонетика опирается на положения теоретической фонетики. Практическое изучение звуков имеет большое значение, например, для постановки правильного произношения звуков родного и иностранного языка, для орфографии, в деле создания алфавитов для бесписьменных языков. Данные фонетики используются в логопедии, в сурдопедагогике (при обучении звуковому письму глухонемых).

Вверх

Три аспекта изучения звука

Звуки речи -- это самые краткие звуковые единицы, на которые членятся слова. С физической точки зрения звуки речи являются звуковыми волнами, как и все остальные звуки. Почему же, слушая стук топора, шум машин и т.д., мы остаемся чаще всего равнодушны к ним, но сразу же реагируем на слова, которые произносит наш собеседник? В чем своеобразие звуков человеческой речи и что их отличает от других звуков?

Особенность звуков речи состоит в том, что они и их сочетания образуют звуковую сторону слова и через слово участвуют в передаче нам определенного смысла. Подобное изучение звуков (то есть с точки зрения их лингвистической, смыслоразличительной функции) представляет собой один из аспектов фонетики -- лингвистический аспект. Изучением лингвистического аспекта занимается раздел языкознания -- фонология.

Изучая звуки речи, можно исследовать тот аппарат, который производит эти звуки, то есть речевой аппарат. Такой аспект изучения звуков речи называется артикуляционным (анатомо-физиологическим).

Звуки речи могут изучаться со стороны их физических свойств, например силы, тембра, высоты и т.д. Такой аспект изучения звуков речи называется физическим, точнее, акустическим, так как изучением звуков занимается раздел физики -- акустика.

Вверх